Ханнанов Азат Дамирович
Автономная некоммерческая организация «Институт информационных технологий в образовании»
Биография
Дата рождения: 24.12.1966
В 1984 году закончил Среднюю специальную музыкальную школу при Уфимском государственном институте искусств, в 1985 году – теоретическое отделение Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.В 1998 году закончил с отличием философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (специализация — философия сознания, когнитивистика, проблемы компьютерного моделирования человеческого интеллекта).1998 – 2000: Федеральное государственное научное учреждение «Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования» Министерства образования России, г. Москва: научный сотрудник, с марта 1999 — заведующий информационно-аналитическим отделом.2000 – 2008. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО), международная организация системы ООН: программный специалист, с января 2003 — руководитель отдела информации и коммуникаций.2010 – 2015 (по совместительству). ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»: старший преподаватель кафедры философии образования.2014 – 2015 (по совместительству). ГБНУ «Московский институт развития образования»: старший научный сотрудник.2015 – 2017 (по совместительству). ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»: преподаватель.2008 – по настоящее время. Автономная некоммерческая организация «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО»), г. Москва: директор.Основными направлениями деятельности АНО «ИИТО» являются исследования, разработки, обучение и международное сотрудничество в области использования информационных технологий в образовании и культуре. АНО «ИИТО» провела более 30 проектов, в том числе по семи грантам Президента России и гранту Мэра Москвы.В последние годы основным направлением деятельности для АНО «ИИТО» стало применение информационных технологий в художественном образовании, эстетическом воспитании и культурном просвещении. Главный проект в настоящее время – ДШИ.онлайн («Детская школа искусств онлайн»). Его цель – культурное просвещение детей в интернете для противодействия негативному контенту и практикам, приобщения к отечественным традициям и патриотического воспитания на основе модернизированных методик российской педагогики искусства. За 2019-2022 годы в ДШИ.онлайн прошли обучение более 20 000 учащихся из 82 регионов России и 49 зарубежных странВсего с 1998 года принял участие (в большинстве случаев – в качестве руководителя) в реализации более 50 исследовательских, технологических и учебных проектов в 12 странах мира по применению информационных технологий для решения педагогических и управленческих задач в образовании, эстетическом воспитании и культурном просвещении. Преподавал в МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском институте открытого образования и Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования. Подготовил 11 учебно-методических комплексов для проведения повышения квалификации педагогических и административных работников образования и культуры в России и за рубежом (в том числе в формате электронных дистанционных учебных курсов), проводил лекции, семинары, практические занятия, мозговые штурмы, открытые уроки, круглые столы, дискуссии, форсайты, удаленные мастер-классы и проч. для аспирантов, преподавателей и других работников сферы образования, культуры и молодежной политики в России и в 8 странах мира.Опубликовал более 20 работ, в т.ч. 6 монографий на английском языке за рубежом.Член Экспертно-консультативного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве.Член экспертной группы "Развитие талантов в области математики, информатики и цифровых технологий" федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», эксперт ЮНЕСКО, эксперт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), эксперт Фонда Рыбакова, эксперт Института развития информационного общества (ИРИО), эксперт Российской академии образования, член Экспертного совета Премии Рунета с 2006 года, привлекался для проведения экспертиз Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ, Высшей школой экономики, Московским институтом развития образования Департамента образования г. Москвы и рядом других организаций и проектов.
Сведения об опыте работы в соответствующем направлении общественной деятельности:
1998 – 2000: Федеральное государственное научное учреждение «Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования» Министерства образования России, г. Москва: научный сотрудник, с марта 1999 — заведующий информационно-аналитическим отделом.2000 – 2008. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО), международная организация системы ООН: программный специалист, с января 2003 — руководитель отдела информации и коммуникаций.2010 – 2015 (по совместительству). ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»: старший преподаватель кафедры философии образования.2014 – 2015 (по совместительству). ГБНУ «Московский институт развития образования»: старший научный сотрудник.2015 – 2017 (по совместительству). ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»: преподаватель.2008 – по настоящее время. Автономная некоммерческая организация «Институт информационных технологий в образовании» (АНО «ИИТО»), г. Москва: директор.Преподавал в МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском институте открытого образования и Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования. Подготовил 11 учебно-методических комплексов для проведения повышения квалификации педагогических и административных работников образования и культуры в России и за рубежом (в том числе в формате электронных дистанционных учебных курсов), проводил лекции, семинары, практические занятия, мозговые штурмы, открытые уроки, круглые столы, дискуссии, форсайты, удаленные мастер-классы и проч. для аспирантов, преподавателей и других работников сферы образования, культуры и молодежной политики в России и в 8 странах мира.
Ученые степени, звания:
отсутствуют
Дополнительная информация:
Директор АНО «Институт информационных технологий в образовании» АНО «ИИТО», руководитель проекта «ДШИ.онлайн», эксперт ЮНЕСКО.Принимал участие (в большинстве случаев – в качестве руководителя) в реализации более 50 исследовательских, технологических и учебных проектов в 12 странах мира по применению информационных технологий для решения педагогических и управленческих задач в образовании, эстетическом воспитании и культурном просвещении. Главный проект в последние годы – ДШИ.онлайн («Детская школа искусств онлайн»). Его цель – культурное просвещение детей в интернете для противодействия негативному контенту и практикам, приобщения к отечественным традициям и патриотического воспитания на основе модернизированных методик российской педагогики искусства.ДШИ.онлайн не дублирует очные школы искусств: онлайн педагогика искусства востребована в особых условиях, в которые попадают дети: во время лечения (см. проект «Здравствуй и твори» https://dshi-online.ru/zt/results), в группах продленного дня и на внеурочных занятиях в школе («Программа воспитания» https://dshi-online.ru/pv), в зоне военного конфликта («Детям Донбасса») или в среде русскоязычной диаспоры («Соотечественники»).Специфика цели и задач проекта определили наиболее подходящий формат реализации – межсекторальный некоммерческий проект по неформальному онлайн образованию/просвещению, преодолевающий ограничения государственной системы дополнительного образования и лишенный приоритета решения экономических задач, свойственного коммерческим проектам. Эффективной работе АНО «ИИТО» в качестве координатора консорциума партнерских организаций (в т.ч. государственных и коммерческих) помогает экспертиза, накопленная в ходе выполнения НИР для Министерства образования и науки РФ «Создание механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с социально ориентированными НКО в интересах развития образования» (2016).За 2019-2022 годы в ДШИ.онлайн прошли обучение более 20 000 учащихся из 82 регионов России и 49 зарубежных стран. Среди других результатов:- разработана методика и реализуется практика эстетического воспитания, культурного просвещения и художественного образования с использованием новых информационных сред, см. подробнее здесь https://dshi-online.ru/about;- разработана методика и реализуется практика применения трансмедийных обучающих и просветительских комплексов, изначально спроектированных для дидактически обоснованного и эффективного перехода из физической в виртуальную среду и обратно, см. примеры здесь https://dshi-online.ru/zt/media/razdatka;- совместно с ведущими специалистами МПГУ разработана методика и реализуется практика онлайн образовательной инклюзии, психолого-педагогической реабилитации и социально-культурной адаптации детей, проходящих лечение стационарно и амбулаторно (в рамках направления онлайн госпитальной педагогики – группы проектов «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори», см. здесь https://dshi-online.ru/zt/results).В качестве директора АНО «ИИТО» руководил реализацией 7 проектов, поддержанных грантами Президента России (в т.ч. пятью грантами по группе проектов ДШИ.онлайн), а также проекта по гранту Мэра Москвы "Детские трансмедиа арт-мастерские" (2019-2020).Проекты, реализованные на гранты Президента России.1. По договору с ООО «Российский Союз Молодежи» – «Информационно-образовательная платформа «Академия БудуГуру» (2016-2017).По договорам с Фондом президентских грантов:2. «Образовательный проект БудуГуру - молодежный гид по карьере в IT» (2017-2018).3. "ДШИ.онлайн " (2018-2019).4. "ДШИ.онлайн: здравствуй и твори" (2020-2021).5. «ДШИ.онлайн: постковид» (2021-2022).6. «ДШИ.онлайн: трансмедиа» (2022-2023).7. «Здравствуй и твори: города и веси» (2023-2024).Развитию инициативы ДШИ.онлайн помогает экспертиза, полученная до начала данного проекта, см. перечисленные ниже выполненные проекты и направления деятельности. Был руководителем экспертной группы при реализации проекта по гранту Президента России «Обучение цифровизации основных процессов управления представителей менеджмента в сфере образования и культуры регионов РФ» (2018-2019).Руководил реализацией проекта по госконтракту с Министерством образования и науки РФ № 09.035.11.0042 от 17.08.2016 г. «Создание механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с социально ориентированными НКО в интересах развития образования» (2016).Член Экспертно-консультативного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве (приказ №0061-пр от 15.05.2020 г.).Член экспертной группы "Развитие талантов в области математики, информатики и цифровых технологий" федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», эксперт ЮНЕСКО, эксперт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), эксперт Фонда Рыбакова, эксперт Института развития информационного общества (ИРИО), эксперт Российской академии образования, член Экспертного совета Премии Рунета с 2006 года, привлекался для проведения экспертиз Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ, Высшей школой экономики, Московским институтом развития образования Департамента образования г. Москвы и рядом других организаций и проектов.Создание и поддержка социально-профессиональных онлайн сообществ, включая краудсорсинг: работа с экспертным сообществом в сфере ИКТ в образовании (более 200 экспертов из 42 стран), вице-президент российского сетевого профсообщества «Профессионалы дистанционного образования», проведен ряд краудсорсинговых кампаний в социальных сетях в 2012-2017 г.г.Организация и проведение научных и профессиональных мероприятий (семинаров, воркшопов, мастер-классов, круглых столов и конференций): более трех десятков мероприятий в 12 странах мира.Создание, организация и управление представительствами и филиалами: создание сети международных представительств Института ЮНЕСКО (focal points) в 35 странах мира и сети авторизованных учебных центров Института ЮНЕСКО в 26 российских вузах в 13 субъектах РФ.Участие в разработке законопроектов: разработка модельного закона «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования» для Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (2013 г.).Участие в разработке государственных программ и планов: Межвузовская научно-методическая программа Министерства образования РФ И.Т. 106.99 «Научно-методическое обеспечение дистанционного образования» (1998 г.).Участие в разработке профессиональных стандартов и концепций: доработка и апробация профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Минобрнауки России совместно с Федеральным институтом развития образования, 2014 г.), «Концепция преподавания предметной области “Искусство”» (Российская академия образования, 2016 г.).Подготовка рекомендаций для органов исполнительной власти и лиц, принимающих решения: для министерств образования и культуры 8 стран Центральной и Восточной Европы (2001 г.), 13 стран Юго-Восточной Азии (2005 г.), в рамках реализации ряда проектов Федеральных целевых программ развития образования – рекомендации для Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора, Министерства образования Московской области, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования и молодёжной политики (2008-2017 г.г.), методики и рекомендации для РОИВ по цифровизации управления в сфере образования и культуры (2018-2019 г.г.).Проведение консультирования и обучения руководителей органов исполнительной власти: «Формирование политики по интеграции ИКТ в образование» (программа обучения лиц, принимающих решения, 8 стран Центральной и Восточной Европы, 2001, 13 стран Юго-Восточной Азии, 2005), дистанционное обучение сотрудников Министерства образования РФ и региональных органов исполнительной власти (2009-2010 г.г.), обучение цифровизации основных процессов управления представителей менеджмента в сфере образования и культуры регионов РФ (2018-2019).Планирование, организация и проведение аналитических исследований: провел 4 аналитических исследования в рамках проектов ЮНЕСКО и выполнил ряд аналитических работ по заказу Минобрнауки РФ, Рособрнадзора РФ, Минобразования Московской области, Федерального института развития образования и Московского института развития образования в соответствии с зарубежными и российскими академическими стандартами.Организация и проведение мониторинговых исследований и соцопросов, включая разработку методик и инструментария (в т.ч. информационных систем): разработка системы мониторинга федерального уровня для Минобразования РФ, включая набор показателей, модель оценки и информационную систему (2009-2010 г.г.), мониторинг 60 субъектов РФ в 2016 г., проведение опроса 4500 человек в 45 субъектах РФ по заказу Минобрнауки РФ (2016 г.), мониторинг цифровизации управления в сфере образования и культуры в регионах РФ(2018-2019 г.г.).Разработка учебно-методических ресурсов: подготовил 11 учебно-методических комплексов для проведения повышения квалификации педагогических и административных работников образования и культуры в России и за рубежом (в том числе в формате электронных дистанционных учебных курсов) продолжительностью от 36 до 72 ак. часов по вопросам применения социальных медиа и социальных сетей, электронных библиотек, мультимедиа и трансмедиа, открытых образовательных ресурсов, массовых открытых онлайн курсов, дистанционных образовательных технологий и проч. для учебной, научной и управленческой деятельности, руководил разработкой более 30 онлайн курсов в рамках проекта ДШИ.онлайн (перечень см. ниже в описании опыта работы).Проведение повышения квалификации и переподготовки: лично проводил лекции, семинары, практические занятия, мозговые штурмы, открытые уроки, круглые столы, дискуссии, форсайты, удаленные мастер-классы и проч. для аспирантов, преподавателей и других работников сферы образования, культуры и молодежной политики в России и в 8 странах мира.Организация учебных мероприятий в очном формате и в электронных средах: очные и смешанные программы переподготовки и отдельные курсы повышения квалификации, вебинары и чисто дистанционные курсы (например, массовое онлайн обучение сотрудников 39 вузов РФ), включая подбор преподавателей и технических сотрудников, маркетинг, рекламные оффлайн и онлайн кампании, набор обучающихся, заключение договоров, контроль качества обучения и выдачу документов установленного образца.Организация и проведение сертификации по компьютерным компетенциям: организация программы международной сертификации ICT Competence Certificate для работников образования.Функциональный анализ, системное проектирование и координация разработки и поддержки информационно-образовательных сред: системы дистанционного образования, интегрированные с электронными библиотеками – ИИТО ЮНЕСКО (2001-2008 г.г.), Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования (2016-2017 г.г.).
Сведения об образовании
МГУ им. М.В. Ломоносова
специальность: философ, преподаватель философии
год окончания: 1998
Сведения о месте работы
Наименование: Автономная некоммерческая организация «Институт информационных технологий в образовании»
Должность: директор
Сведения о наградах
Фотоматериалы:
Публичные выступления, интервью федеральным СМИ
Программа "Вести" на т/к Россия-1
Московский международный салон образования (ММСО-2020)
Методическая лаборатория Республиканского центра внешкольной работы Республики Татарстан
Общественная палата РФ: Неделя безопасного Рунета
VI Всероссийское совещание работников допобразования
Панельная дискуссия «Цифровизация и эстетические практики современных детей и подростков»
Конференция СО НКО в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина
Совещание руководителей системы общего образования Московской области
Серия всероссийских вебинаров по вопросам взаимодействия СО НКО и органов власти
Обсуждение в Аналитическом центре при Правительстве России
Круглый стол в Общественной Палате РФ
Конференция по детскому народному творчеству
Конгресс Общества теории музыки
Круглый стол по государственно-частному партнерству в образовании
Форум в Институте стратегии развития образования РАО
«Совершенствование музыкально-образовательного процесса в ДШИ и ДМШ на основе цифровых технологий»
Чтения памяти Л.А. Сулержицкого
III Всероссийская конференция по музейной педагогике
«Августовские интенсивы» Департамента культуры г. Москвы
"Современные факторы развития художественного образования в системе общего образования"
Конференция по детскому художественному творчеству в МИРО
«Движение времени в зеркале художественного образования»
VIII муниципальные Рождественские образовательных чтения
III Международная Интернет-конференция «Виртуальная реальность современного образования»
«Инновации в музыкальном образовании и культуре. Технологии. Применение. Менеджмент»
«Возрасты образования: социальное и личностное измерения» (МГУ им. М.В. Ломоносова)
Сведения о членстве в общественных советах при органах государственной власти:
Сведения о членстве в общественных советах при региональном органе исполнительной власти:
Сведения о членстве в рабочих группах, комиссиях, межведомственных комиссиях/группах при федеральных органах власти:
Полное название органа: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Статус в органе: Член Экспертно-консультативного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве (приказ №0061-пр от 15.05.2020 г.).
Сведения о членстве в рабочих группах, комиссиях, межведомственных комиссиях/группах при региональных органах власти:
Сведения о членстве в общественных наблюдательных коммиссиях:
Сведения о членстве в иных общественных/экспертных/научно-консультативных и пр. советах:
Полное название органа: Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
Статус в органе: Член экспертной группы "Развитие талантов в области математики, информатики и цифровых технологий" федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
Участие в международной деятельности
Описание реализованных проектов
Руководил перечисленными ниже проектами в сфере образования и просвещения.Гранты Президента России.1. По договору с ООО «Российский Союз Молодежи» – «Информационно-образовательная платформа «Академия БудуГуру» (2016-2017).По договорам с Фондом президентских грантов:2. «Образовательный проект БудуГуру - молодежный гид по карьере в IT» (2017-2018).3. "ДШИ.онлайн" (2018-2019) https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=EF9830AF-8C5A-47F9-8117-72A4DF1633B44. "ДШИ.онлайн: здравствуй и твори" (2020-2021) https://ano-iito.ru/blog/novyj-grant-prezidenta-rossii/ 5. «ДШИ.онлайн: постковид» (2021-2022) https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=efb1090b-abf9-4b18-b398-0fb70efcbb7a 6. «ДШИ.онлайн: трансмедиа» (2022-2023) https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=56e42590-0089-4224-ac2b-1d192a5268c9 7. «Здравствуй и твори: города и веси» (2023-2024) https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=e7406cb5-8f41-4a81-bf4a-5903aa4574b0 Грант Мэра Москвы "Детские трансмедиа арт-мастерские" (2019-2020).Был руководителем экспертной группы при реализации проекта по гранту Президента России «Обучение цифровизации основных процессов управления представителей менеджмента в сфере образования и культуры регионов РФ» (2018-2019).Министерство образования Московской области: государственный контракт на разработку, апробацию и внедрение механизма профилактики нарушений требований законодательства в части информационной открытости образовательных организаций, создание системы независимого мониторинга информационной открытости образовательных организаций Московской области в рамках государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы (2017).Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования: функциональный анализ, системное проектирование и координация разработки и поддержки информационно-образовательной среды (2016-2017).Руководил реализацией проекта по госконтракту с Министерством образования и науки РФ № 09.035.11.0042 от 17.08.2016 г. «Создание механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с социально ориентированными НКО в интересах развития образования» (2016).Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования: выполнение научно-исследовательских работ «Обследование работников общего и дополнительного образования по использованию ИКТ в непрерывном художественном образовании в информационном обществе» в рамках Проекта 3.10 «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» Программы фундаментальных научных исследований РАО (2015).Ведущий эксперт при реализации проекта Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств «Разработка и согласование с экспертным группами всех стран СНГ и Экспертного совета РСС СНГ модельного закона «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования»» (2013-2014).ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В. С. Черномырдина»: разработка методологии комплексного обследования (аудита) Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина в рамках комплексного проекта по интеграции системы дистанционного обучения (2012).ФГАУ Федеральный институт развития образования (ФИРО): выполнение научно-исследовательской работы «Разработка моделей управления развитием экспертного потенциала международного уровня в сфере дистанционных образовательных технологий (ДОТ)» (2011-2012).ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана»: проведение серии курсов повышения квалификации сотрудников по темам «ИКТ в дистанционном образовании», «Использование информационной системы ИКТМониторинг» (2010–2011).Организация и проведение в 39 вузах из 19 субъектов Российской Федерации дистанционных (онлайн) курсов повышения квалификации по тематике использования разработанной в АНО «ИИТО» информационной системы мониторинга и анализа уровня и эффективности информатизации вузов «ИКТМониторинг» (690 слушателей, 2010).Федеральное агентство по образованию РФ (Министерство образования и науки РФ): «Разработка и апробация информационного обеспечения системы оценки качества профессионального образования ориентированного на высокотехнологичные отрасли экономики» (2009–2010).ГОУ ВПО «Южный федеральный университет»: проведение серии курсов повышения квалификации сотрудников по теме «Тьютор дистанционного обучения» (2008).ГОУ ВПО «Московский государственный университет печати»: проведение серии курсов повышения квалификации сотрудников по темам «Интернет и другие информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Использование мультимедиа в образовании» (2008–2009).ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова»: организация и проведение повышения квалификации по программе «Интернет в образовании» и обучающего семинара «Организационный, педагогический и кадровый аспекты интеграции ИКТ в образовании: международный и региональный опыт» (2008).Федеральное агентство по образованию РФ: «Разработка и апробация методики оценки качества подготовки выпускников по образовательным программам ВПО, реализуемым с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в процедурах самообследования и государственной аккредитации образовательных учреждений» (2008).ГОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»: «Разработка УМК “Информационные, мультимедиа и коммуникационные технологии в очном и дистанционном образовании”» (2008).Член Экспертно-консультативного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве (приказ №0061-пр от 15.05.2020 г.).Член экспертной группы "Развитие талантов в области математики, информатики и цифровых технологий" федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», эксперт ЮНЕСКО, эксперт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), эксперт Фонда Рыбакова, эксперт Института развития информационного общества (ИРИО), эксперт Российской академии образования, член Экспертного совета Премии Рунета с 2006 года, привлекался для проведения экспертиз Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ, Высшей школой экономики, Московским институтом развития образования Департамента образования г. Москвы и рядом других организаций и проектов.